454081, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, 1, тел. (351) 773-64-47, факс (351) 773-59-98, e-mail: vet_nadzor@mail.ru

Предписание как средство предотвращения и устранения нарушений законодательства РФ

Управление Россельхознадзора по Челябинской области напоминает, что на Россельхознадзор наложена функция государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения. Управление следит за соблюдением установленных требований законодательства, выполнением мероприятий по охране земель. В случае их нарушения выдает предписание, исполнение которого обязательно. Но в случае возникновения непредвиденных обстоятельств законодатель предусмотрел возможность продления срока исполнения предписания на основании ходатайства.

Земля и ее ресурсы – одно из главных богатств нашей страны. Однако земля имеет социальную ценность не только как природный ресурс, но и как территория, на которой воспроизводятся материальные блага. Поэтому задача государства – обеспечить комплексный подход к охране, защите, целевому назначению земельных и установлению четких правоотношений. Действующее законодательство Российской Федерации позволяет уполномоченным структурам осуществлять мероприятия по устранению причин и последствий нарушений земельного законодательства РФ.
Государственный земельный надзор призван обеспечить соблюдение установленных требований законодательства, выполнение мероприятий по охране земель. В современных условиях государственный надзор за рациональным использованием земель имеет большое значение.
Составление должностным лицом предписания об устранении выявленного правонарушения земельного законодательства является одной из процедур по контролю исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации и принятия мер по пресечению выявленных нарушений. Нарушители знают, что за подобные нарушения законом предусмотрена административная ответственность, но зачастую собственники земельных участков – будь то граждане, индивидуальные предприниматели, юридические или должностные лица — не спешат устранять вмененные им нарушения земельного законодательства в установленные законом сроки.
Напомним, что предписание – это документ, выполнение требований которого обязательно. Лицо, уклоняющееся от исполнения предписаний органов государственного земельного надзора, несет административную ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от десяти до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 26 статьи 19.5 КоАП РФ повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от семидесяти до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсотдо трехсот тысяч рублей.
Таким образом, в целях избежания негативных последствий в виде дополнительных штрафных санкций выявленное в ходе проверки нарушение земельного законодательства должно быть устранено правонарушителем в срок, установленный соответствующим предписанием.
Порой возникают объективные причины, не позволяющие завершить исполнение предписания в срок, установленный органом государственного земельного надзора. Для таких случаев законодатель предусмотрел возможность продления срока исполнения предписания на основании ходатайства лица, которому такое предписание выдано.
Ходатайство подается заблаговременно – не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения. К ходатайству в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие принятие лицом исчерпывающих мер, необходимых для устранения правонарушения.
По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания либо об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения. Это происходит в случае, если в установленный предписанием срок нарушение возможно устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения.
Таким образом, предписание – это действенное средство предотвращения и устранения нарушений законодательства, обеспечивающее защиту прав, свобод и законных интересов всех субъектов земельных правоотношений.