454081, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, 1, тел. (351) 773-64-47, факс (351) 773-59-98, e-mail: vet_nadzor@mail.ru

О контрольно-надзорной деятельности: оценка практик взаимодействия в области контроля и надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность

Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации в августе-сентябре 2017 г. во всех субъектах Российской Федерации проводилась оценка практик взаимодействия в области контроля и надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность
Опрашивались представители бизнеса, взаимодействующие с Россельхознадзором в рамках контрольной (надзорной) деятельности, а также процесса их взаимодействия.
Среди 1298 респондентов, принявших участие в опросе и имевших опыт взаимодействия с Россельхознадзором, почти половина (49,7%) являются индивидуальными предпринимателями, пятая часть (21,6%)-микропредприятиями, 16,9% опрошенных являются малыми предприятиями. Самые немногочисленные группы-средние и крупные предприятия-составили в выборке по 7,3% и 4,5% соответственно.
Доминирующими сферами экономической деятельности в выборке опрошенных являются оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (48,2%) и cельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (23,6%).
Лидером опроса является Челябинская область (4,8% предприятий, имеющих опыт взаимодействия с Россельхознадзором, зарегистрированы на территории данного региона). Далее следуют Нижегородская область (3,1%) и Ставропольский край (3,1%).
Респонденты ответили на вопросы
-подготовки и сдачи обязательной отчетности федеральным органам исполнительной власти;
-подготовки лицензионных требований, сертификатов, получения разрешений; соблюдения обязательных требований ФОИВ;
-прохождения проверок ФОИВ (выездных плановых, выездных внеплановых, проверок документов без выезда инспектора на предприятие/ документарных проверок);
-устранения выявленных в ходе проверок ФОИВ нарушений;
-административных наказаний (административных штрафов, предупреждений, приостановления основной деятельности предприятия и т.д.);
-административных расследований;
-коррупции.

Различные аспекты деятельности Россельхознадзора, связанные с квалификацией сотрудников, качеством информации и требований, а также эффективностью деятельности ФОИВ, респонденты оценивают удовлетворительно.
Выше всего был оценен уровень профессионализма сотрудников Россельхознадзора и полнота, достоверность и доступность справочной информации в открытом доступе по контролю (надзору), план проведения плановых выездных проверок; перечень обязательных требований; изменения в законодательстве и т. д.
Процесс работы Россельхознадзора отражается на осведомленности, суждениях и практиках поведения поднадзорных предприятий, которые в настоящее время нуждаются в улучшении. Так, довольно много респондентов (39,2%) не знают обязательных требований Россельхознадзора даже по отношению к их предприятию; половина не осведомлена о видах контроля (надзора), осуществляемых Россельхознадзором.
Только четверть респондентов обладает пониманием, какие действия, требования являются правомерными, какие-нет.
Популярность электронного взаимодействия с Россельхознадзором среди поднадзорного бизнеса пока невелика-менее третьей части (27,8%) опрошенных пользовались сайтом Россельхознадзора для получения интересующей информации, еще меньше (20,1%) имеют опыт дистанционной сдачи отчетности. Вместе с тем, примерно каждый четвертый опрошенный (либо сотрудник его предприятия) ссылается на положительный опыт получения обратной связи от Россельхознадзора при обращении (жалобы, предложения по актуализации обязательных требований и т. д.).
Участники взаимодействия с Россельхознадзором в рамках контрольной (надзорной) деятельности в целом оценивают его влияние на текущую деятельность выше среднего.